В 2008 году возобновились разговоры о возможности объединения Москвы и Московской области. Насколько реально такое объединение, зачем оно нужно и кому выгодно? Тема объединения Москвы и Московской области всплывает в новостях и политических дебатах уже не первый раз. Объединения настойчиво добивается мэр Москвы Юрий Лужков , объединение категорически не одобряет губернатор Московской области Борис Громов . Что может принести жителям Москвы и области подобное слияние, и нужно ли оно федерации? Бес слияния «Объединительная мания» — не новое явление в управленческой тактике. В основе создания крупных административных единиц путем слияния мелких лежит ряд причин – простота управления, снижение количества бюрократических структур, реорганизация экономических потоков. Слияние – способ санации для объектов с перегруженной инфраструктурой и слабыми управляющими структурами. Основным поводом для проведения слияния чаще всего был оспариваемый довод о том, что крупными административно-территориальными единицами проще управлять. Однако в случае Москвы и области речь о простоте управления уже не идет. И не зря Борис Громов назвал предполагаемый субъект федерации «неуправляемым монстром» — если к населению Москвы добавить население Московской области, а к инфраструктурным проблемам столицы добавить проблемы Подмосковья, легче никому уж точно не станет. Да и возможность сократить количество управленцев спорно – для такого гиганта потребуется большой штат чиновников. Юрий Лужков, мэр Москвы: «Когда мы говорим об объединении двух таких экономических систем в российском государстве, может появиться такой субъект федерации, который составляет в экономическом потенциале страны треть… Я думаю, что если руководство страны такую мысль поддержало бы, то проработка этого вопроса имела бы смысл. Не знаю, каково в этом плане состоялось бы итоговое решение, потому что это чрезвычайно сложный процесс, но резон в целом ряде серьезных направлений в такой постановке есть». Борис Громов, губернатор Подмосковья: «Если вдруг Москва и Московская область все-таки объединятся, то с точки зрения финансового, экономического, научного и любого другого потенциала это будет настоящий монстр. К тому же возникает вопрос — как он будет управляться? Как итог всего этого можно задать вопрос: зачем это нужно?»
Город-государство Если ни Москва, ни Московская область не являются «хилыми» и дотационными административными единицами, а их управленческие структуры не нуждаются в множественных сокращениях, зачем же тогда нужно объединять эти самостоятельные объекты в один мега-субъект Федерации? Ответ на этот вопрос очевиден – Москва, которой уже давно стало тесно в своих территориальных пределах, нуждается не в объединении, а в расширении, и именно расширения Москвы до границ области и добивается Юрий Лужков. На месте двух субъектов будет создан не качественно новый результат слияния, а все та же Москва – но больше, шире и богаче. Объединенная столица получит новые земли для строительства жилой недвижимости (в том числе и самой дорогой – элитной малоэтажной), новые возможности для переноса вредного производства (поглубже и подальше в Подмосковье), новые транспортные магистрали и резервы для их переоборудования. Объединение позволит реализовать мечты московского мэра – очистить центр города от офисов, а исторические границы Москвы – от промышленных предприятий. Новую столицу можно будет застраивать кластерным способом – строить вокруг перенесенного предприятия жилье для его работников и торговую инфраструктуру для них же. Это позволит разгрузить основные дороги города и области путем перенаправления основных транспортных потоков и – самое главное – их постепенной децентрализации. По подсчетам экспертов, новый субъект Федерации будет одним из самых крупных и экономически мощных, с населением, превышающим население среднего размера европейских стран (более 15 млн. человек), и с сопоставимым бюджетом. Если во главе такого «монстра» встанет Юрий Лужков – а он одна из наиболее вероятных кандидатур на этот пост – он сможет получить политическую власть небывалых масштабов. Москвичи также должны почувствовать улучшение качества жизни – по московским дорогам будет легче ездить, а городским воздухом – легче дышать. В проигрыше остаются подмосковные чиновники, и отчасти – жители Подмосковья, которым придется смириться и с ростом цен на жилье, и с переносом вредного производства в свои зеленые леса и поля. Как ни странно, опросы общественного мнения показывают другие результаты – подавляющее большинство жителей Москвы против объединения, подавляющее же большинство жителей Подмосковья – за. По результатам опроса ВЦИОМ, за объединение Москвы и области — 37% россиян, 66% жителей Подмосковья и 28% москвичей. Против объединения выступают 57% жителей столицы. Основная причина для недовольства такой перспективой — необходимость «подтягивать» социальные выплаты в Подмосковье до московского уровня за счет бюджета столицы. «Серое» слияние По словам экспертов, большая часть современных обсуждений нужности и ненужности объединения – демагогия. Как бы к нему не относились чиновники и граждане, объединение уже началось. Просто проходит оно тихо, незаметно, как захват компании «серыми рейдерами». Рост цен на московские метры уже привел к тому, что сотрудники московских компаний – будь они приезжими специалистами или коренными москвичами – не могут позволить себе купить или арендовать квартиру в Москве. Их выбор – ближнее Подмосковье, где цены пока что пониже, а транспортная доступность не хуже, чем в отдаленных районах столицы. Да и население Москвы неуклонно растет – а строить новое жилье больше негде. Но не только приютом для эконом-класса стало нынешнее Подмосковье. Часть дорожного трафика – это машины состоятельных москвичей, которые добираются до города из элитных загородных поселков. Их уже немало, и в будущем их станет еще больше. Это настоящая «пятая колонна» в Московской области. Еще одним способом принудительного объединения Москвы и области будет метрополитен – новые станции все ближе и ближе подходят к подмосковным населенным пунктам. К 2031 году ближнее Подмосковье может оказаться опутанным сетью московского метро. Представители метрополитена не подтверждают и не опровергают существования Плана 2031, в котором предусмотрено слияние Москвы и области. В неофициальных беседах озвучивалась и вероятная дата такого слияния — конец 2009 года. Щербинка, ставшая яблоком раздора для московских и подмосковных властей – пока еще первый, но очень показательный пример дележки областных территорий. И пока что победа в этом споре достается Москве. Возможно, потому, что федеральные власти, показательно отказывающиеся обсуждать объединение Москвы и области, прекрасно понимают, что Москва действительно «нерезиновая». И расширяться ей придется – путем ли захвата, объединения, слияния с другими субъектами. Это можно сделать тихо, «нарезая» территории в пользу столицы, или политически-громко, объединив ее с Подмосковьем. Но других способов решения столичной проблемы у федерального правительства, похоже, нет.